Гортань является главным голосообразующим органом, и очень важно, чтобы она была расслаблена. Для этого есть специальное упражнение. Очень простое и эффективное.
Нужно просто ЗЕВНУТЬ!
Зевание — самый лучший способ для расслабления гортани!
Это упражнение снимет все блоки и зажимы и голос ваш станет лучше.
Всего 5 минут в день!
2. Ищем «природный тон»
В результате выполнения упражнения вы получите наиболее естественное звучание Вашего голоса.
Два фактора, которые способствуют благозвучному голосу:
Ноги на полу, не перекрещивать!
Выпрямите и приподнимите грудь!
Опустите плечи!
Напрягать пресс или другие мышцы живота не следует! Когда у Вас грудь приподнята - живот уже автоматически втянут.
Ваша задача – ОЗВУЧИВАТЬ ПРОЦЕСС ВЫДОХА.
То есть, Вы вдыхаете воздух как обычно, через нос!
А выдыхаете тоже как обычно, но, издаете при этом любой свободный звук, без каких-либо усилий!
Челюсть у Вас при этом чуть приоткрыта и максимально расслаблена.
Попробуйте прямо сейчас!
Обратите внимание на то, что голос рождается у Вас в груди, примерно в районе солнечного сплетения – именно там сидит «дирижер» нашего голосового оркестра. Он обычно спит, поэтому голоса многих людей звучат плоско и невыразительно. Этим упражнением можно его разбудить! Звук, который у Вас получается - скорее всего будет напоминать стон!
И это прекрасно!
3. Упражнения для верхних резонаторов
С помощью этих упражнений можно исправить слишком глухое звучание голоса.
1. В положении стоя сделайте короткий вдох через нос. Выдыхая с закрытым ртом, без напряжения произносите звук «М» с вопросительной интонацией. Добивайтесь при этом ощущения легкой вибрации в области носа и верхней губы.
2. Глубоко вдохните. Выдыхая, произнесите одно из следующих слов:
«бомм», «бимм», «домм», «донн», «бонн», «димм».
Последнюю согласную произносите протяжно.
Как и в первом упражнении добивайтесь вибрации в районе носа и верхней губы.
3. Глубоко вдохните. Выдыхая, протяжно произнесите какой-нибудь слог, состоящий из согласных «м» или «н» в сочетании с различными гласными (мамм, мумм, мимм, момм и т.п.).
4. Глубоко вдохните. На одном выдохе произнесите сначала коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: «ми-миии», «мо-мооо», «му-мууу», «мэ-мэээ».
4. Развиваем дикцию
Скороговорки. Для правильной работы со скороговорками необходимо следовать некоторым простым правилам.
Вот несколько скороговорок:
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон, Как в капюшоне он смешон!
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Полировал, полировал полировщик параллелограмм, да не выполировал.
Лаборанты работают в лаборатории.
5. Работа с телом
Свободной речи, помимо мышечной вялости, мешает также отсутствие координации тела и голоса. Не только мышцы речевого и дыхательного аппарата, но все тело должно быть «включено», для того, чтобы голос звучал полноценно.
Проверьте гибкость позвоночника, проверьте сбалансированность всех частей тела, используйте жестикуляцию, упирайтесь ногами в землю, проверьте, что голова и шея расслаблены и — позвольте голосу свободно звучать в свободном теле!
Исходное положение — копчик смотрит в пол, макушка смотрит в потолок, стопы твердо и равномерно стоят на полу на расстоянии 20 сантиметров друг от друга (на уровне бедер)
Шея:
Аккуратно повращайте головой, понаклоняйте её. Представьте, что ваша голова - это тяжелый шар, и с расслабленными мышцами шеи прокатите голову от одного плеча до другого впереди и сзади. Не создавайте лишнего напряжения.
Руки и плечевой пояс:
— Покрутите руками в разных суставах: запястья, локти, плечи. Махи, круговые движения…
— Поднимите плечи вверх и напрягите руки, вроде как вы не знаете что-то, подержите руки вверху и опустите их полностью расслабленными.
— Потянитесь за яблоком в одну сторону всей рукой, затем за апельсином в другую. Тянется только одна рука от пояса.
— Сомкните руки в замок и поднимите их как можно выше. Можно делать и спереди, и сзади, а лучше и там, и там
Позвоночник:
— Подвигайте только грудную клетку вправо-влево, как часики, вперед-назад, и затем по кругу. При этом плечи параллельно полу, и таз не двигается.
— Покрутите тазом во всех направлениях, в которых сможете.
— Наклонитесь и дотроньтесь руками до пола. Затем выпрямитесь и наклонитесь назад с вытянутыми вверх руками.
— Сделайте наклоны корпуса вправо и влево и покрутитесь по часовой стрелке и против.
Ноги:
— Поставьте ноги вместе, чуточку присядьте, положите руки на коленки и повращайте коленками.
— Покачайтесь на стопах, как маленький ребенок. Можете попробовать покачаться вправо и влево и по кругу.
6. Делаем звучание ровным
Практика выполнения этого упражнения показывает, что у каждого человека от природы средний рабочий диапазон (который Вы можете использовать в пении) составляет 2,5 октавы.
Если у Вас меньше - то выполнение этого упражнения будет способствовать не только созданию яркого, сбалансированного по частотам и свободного звука, но и расширению Вашего диапазона (обычно, вверх).
Итак, Вы стоите ровно! Грудь приподнята! Живот втянут и расслаблен! Плечи опущены и расправлены.
На лице - широкая улыбка от души!
И вот теперь - начинаете плавно рычать «Р-р-р-рррр» с самых нижних звуков до максимально верхних (включая фальцетные)! Ваш голос идет МЕДЛЕННО и ПЛАВНО вверх, как останкинский лифт.
На самом верху - остановка.
Повторите упражнение не менее 8 раз.
А потом тоже самое, только движение с самого верха - вниз!
Тоже 8 раз.
Вы можете ощутить как на низких звуках голос идет из груди. На средних - от лица. И на самых верхних - из затылка.
Почувствуйте это. При этом очень важно сохранить расслабление мышц гортани и плавное звучание.
Выполняйте это упражнение каждый день, и Вы почувствуете как расширяется Ваш диапазон, насколько свободнее и сочнее звучит Ваш голос!
7. Интонационный экзамен
У вас и у ваших «экзаменаторов» есть список из 10–15 эмоциональных состояний.
Например, следующих:
удивленный, наглый, восхищенный, сердитый, сексуальный, стеснительный, уверенный, скучающий, шутливый, грустный, кокетливый, испуганный.
Вы загадываете какую-то эмоцию и произносите нейтральную фразу с этой эмоцией. Экзаменаторы стараются не смотреть на вас в момент произнесения вами фразы, чтобы угадать выбранную вами эмоцию только по голосу, а не по вашей мимике.
Если мнения экзаменаторов совпадают и они называют загаданную вами эмоцию - замечательно, значит вы справились с заданием и можете приступать к работе над другой эмоцией. Если же не совпадают, то пробуйте еще и еще, пока не получится.
8. Отдых
Голос тоже должен отдыхать!
Пока голос отдыхает, потренируйте свою музыкальную память.
Это умение запомнить и мысленно воспроизвести мелодию. Именно мысленно!
Проверьте прямо сейчас: получается ли у Вас мысленно воспроизвести какую-нибудь известную мелодию?
Если да - Вы молодец!
Если нет, то музыкальная память развивается так же как и обычная память.
9. Вырабатываем подвижность голоса
Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением:
«Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали… быстро ехали… быстро ехали».
Прочитайте стихотворение в заданном темпе.
Еле-еле, еле-еле (медленный темп)
Завертелись карусели. (медленный темп)
А потом, потом, потом (средний темп)
Все бегом, бегом, бегом! (быстрый темп)
Все быстрей, быстрей, бегом, (очень быстрый темп)
Карусель кругом, кругом! (очень быстрый темп)
Тише, тише, не спешите (средний темп)
Карусель остановите. (средний темп)
Раз, два, раз, два (медленный темп)
Вот и кончилась игра. (медленный темп)
10. Работа с динамическими оттенками
Это упражнение развивает контроль над силой голосовых связок, учит регулировать расход воздуха и придает голосу большую гибкость.
Важно следить за отсутствием напряжения в горле и не допускать резких скачков громкости. Со временем можно усложнять задание, меняя гласные, добавляя распевки или фразы из песен.